Борис Акунин «Азазель» ‒ начало истории Эраста Фандорина

Борис Акунин «Азазель» ‒ начало истории Эраста Фандорина

Борис Акунин «Азазель» ‒ первый роман из цикла произведений, рассказывающих о приключениях талантливого сыщика Эраста Фандорина. Автор задумал серию книг, объединенных одним главным героем, как знакомство читателя со всеми жанрами детектива. Каждое произведение писалось в отдельном поджанре, часть из которых придумал Акунин
.
Жанр книги «Азазель» называют конспирологическим детективом. Это роман, центральный сюжет которого связан с заговором преступной организации, действующей тайно.

Сейчас выпущено 17 книг из серии про Фандорина, некоторые из которых представляют собой сборник повестей. Каждая из них ‒ в своем поджанре. Есть шпионский, этнографический, авантюрный, исторический, и даже идиотический детективы.

Наиболее популярные книги серии ‒ «Азазель», «Статский советник», «Турецкий гамбит» ‒ были экранизированы.

Борис Акунин «Азазель» - первая книга из серии о Эрасте Фандорине
Борис Акунин «Азазель» — первая книга из серии о приключениях Эраста Фандорина

Нет времени на чтение? Тогда Вам нужна
Аудиокнига: Азазель

Содержание
  1. Интересные факты
  2. Оглавление книги Азазель
  3. Сюжет
  4. Дело для молодого сыщика
  5. Еще один студент
  6. Женщина с портрета
  7. Появление демона
  8. Специальный следователь из Петербурга
  9. Попечительница сирот
  10. Зуров ‒ главный подозреваемый
  11. Продвижение по службе и командировка
  12. «Зимняя королева»
  13. Маленький синий портфель
  14. Настоящий предатель
  15. Кому отправлена тайная корреспонденция?
  16. Снова под прицелом
  17. Что такое «Азазель»
  18. Еще одно чудесное спасение
  19. Погибшие надежды
  20. Персонажи
  21. Эраст Петрович Фандорин
  22. Елизавета Александровна Эверт-Колокольцева
  23. Леди Эстер
  24. Иван Францевич Бриллинг
  25. Амалия Казимировна Бежецкая
  26. Граф Ипполит Александрович Зуров
  27. Николай Степанович Ахтырцев
  28. Ксаверий Феофилактович Грушин
  29. Ахимас Вельде
  30. Лаврентий Аркадьевич Мизинов
  31. Порфирий Мартынович Пыжов
  32. Рецензия на книгу Азазель
  33. Сюжет
  34. Центральный герой и другие персонажи
  35. Соответствие жанру
  36. Уникальность
  37. Идея романа
  38. Прекрасный слог
  39. Реалистичный мир
  40. Книги про Фандорина — видео обзор
  41. Серия книг о Фандорине
  42. Экранизации романа Бориса Акунина «Азазель»

Интересные факты

В тексте встречаются отсылки на реальные исторические личности и прочие мелкие детали, заметные только при внимательном прочтении.

  • При переводе на английский язык книга получила название «Зимняя королева» в честь лондонской гостиницы, с которой связаны приключения Фандорина в Лондоне.
  • Отец назвал главного героя Эрастом в честь повести Карамзина «Бедная Лиза». Юная Лиза, обманутая возлюбленным, дворянином Эрастом, утопилась в пруду. Мать Фандорина, Елизавета, умерла при родах.
  • Знаменитую привычку к нумерации фактов ‒ «это раз», «это два» ‒ Фандорин подхватил от Бриллинга.
  • Профессора из эстерната, собирающегося пропустить через Фандорина электрический ток в рамках научного эксперимента, зовут Гебхардт. Карл Гебхардт ‒ личный врач высшего офицера СС Гиммлера, проводивший медицинские эксперименты над заключенными концлагерей.
  • Воспитанники эстернатов ‒ преимущественно мальчики. Леди Эстер говорит Фандорину, что мир принадлежит мужчинам, и она вынуждена с этим считаться. Но единственный приют в Швейцарии, где жила Бежецкая, выпускает девочек. И кажется, что леди Эстер ценит их больше.
  • Акунин неоднократно утверждал, что реального прототипа у Фандорина нет. Но читатели продолжают искать черты сходства необыкновенного детектива с талантливыми историческими личностями.

Оглавление книги Азазель

  1. Глава первая, в которой описывается некая циничная выходка
  2. Глава вторая, в которой нет ничего кроме разговоров
  3. Глава третья, в которой возникает «зутулый штудент»
  4. Глава четвертая, повествующая о губительной силе красоты
  5. Глава пятая, в которой героя подстерегают серьезные неприятности
  6. Глава шестая, в которой появляется человек будущего
  7. Глава седьмая, в которой утверждается, что педагогика — главнейшая из наук
  8. Глава восьмая, в которой некстати вылезает пиковый валет
  9. Глава девятая, в которой у Фандорина открываются хорошие виды на карьеру
  10. Глава десятая, в которой фигурирует синий портфель
  11. Глава одиннадцатая, в которой описана очень длинная ночь
  12. Глава двенадцатая, в которой герой узнает, что у него вокруг головы нимб
  13. Глава тринадцатая, в которой описаны события, случившиеся 25 июня
  14. Глава четырнадцатая, в которой повествование поворачивает совсем в иную сторону
  15. Глава пятнадцатая, в которой убедительнейшим образом доказывается важность правильного дыхания
  16. Глава шестнадцатая, в которой электричеству предвещается великое будущее
  17. Глава последняя, в которой герой прощается с юностью

Сюжет

Приключения Эраста Фандорина начинаются в Москве, в мае 1876 года. В Александровском парке, на глазах у юной дамы, ее гувернантки и других гуляющих происходит самоубийство. То ли пьяный, то ли сумасшедший молодой человек, выглядящий вполне презентабельно, сначала требует от дамы поцелуй, но, не дожидаясь ответа, вдруг стреляет себе в висок.

В Александровском парке молодой человек стреляет себе в висок
В Александровском парке молодой человек стреляет себе в висок ( сериал «Азазель» 2002г. )

Я свободен, а вам ещё жить и мучиться страхами.

Петр Кокорин

Дело для молодого сыщика

Двадцатилетний Эраст Фандорин, выходец из обедневшей дворянской семьи, работает в Сыскном управлении письмоводителем. Он умен, удачлив, красив, полон юношеских надежд и мечтает стать выдающимся детективом. Его начальник, Ксаверий Феофилактович Грушин, однако, сомневается в способностях впечатлительного молодого человека, ведь для сыскной работы нужна твердость характера. Но относится к подопечному с отеческой заботой.

О самоубийстве Грушин с Фандориным узнают из свежей газеты. Удивительно, но происшествие не включено в сводку важных происшествий. Поэтому начальник посылает Эраста в участок на Моховую, к приставам, чтобы разузнать о случившемся подробнее.

Самоубийцей оказался Петр Кокорин, 23-летний студент Московского университета и богатый наследник. Его отец, заводчик, умер 3 года назад, оставив сыну немалое состояние. Казалось бы, у юноши не было причин кончать с жизнью. Кокорин оставил записку, в которой указал, что действует по собственному желанию.

Когда Фандорин погружается в детали дела, оно кажется еще более странным. В пистолете погибшего была только одна пуля. А в предсмертной записке есть упоминание о кожаном бюваре, которого не нашли рядом с телом. Вместе с приставом Иваном Прокофьевичем Фандорин едет осмотреть квартиру Кокорина.

В квартире обнаруживается тот самый бювар, в котором находится духовная. Все свое состояние Кокорин завещает британской подданной леди Эстер, владелице сиротских приютов. Душеприказчиком, помимо адвоката, указан некий Ахтырцев.

Здесь же Фандорин видит портрет невероятно красивой темноволосой женщины. Судя по всему, погибший был в нее влюблен.

Еще один студент

Обсуждая дело с Грушиным, Фандорин узнает о странных случаях. Двое очевидцев в разных местах видели, как некий студент подносил пистолет к виску, но тот давал осечку. Ксаверий Феофилактович думает, что это и был Кокорин, игравший в «русскую рулетку» со смертью. Но Эраст замечает, что очевидцы сразу признавали в нем студента, тогда как Кокорин в парке выглядел как состоятельный господин.

Однако опрос одной из свидетелей расстраивает Фандорина. Помещица Спицына уезжает из города и очень торопится, но Эраст успевает понять, что видела она именно Кокорина. Зато свидетель Кукин действительно описывает сутулого юношу, одетого в форму университета.

Чтобы сравнить показания, Фандорин отправляется к главным очевидицам происшедшего ‒ юной даме Елизавете Эверт-Колокольцевой и ее гувернантке госпоже Пфуль. Девушка во время самоубийства лишилась чувств, а вот гувернантка с немецкой дотошностью рассмотрела не только Кокорина, но и сутулого студента, которого описывал Кукин. Неизвестный юноша был в парке, стоял неподалеку.

Фандорин также замечает, что Елизавета приветлива и настолько красива, что, не будь она богатой дочерью тайного советника, он вполне мог бы влюбиться.

Елизавета настолько красива, что, он вполне мог бы влюбиться
Елизавета настолько красива, что, он вполне мог бы влюбиться. ( сериал «Азазель» 2002г. )

Вот они, начальственные привилегии: один на персональном извозчике домой, а другой на своих двоих по служебной надобности.

Эраст Петрович Фандорин

Женщина с портрета

На следующий день молодой сыщик отправляется к Московскому университету в надежде найти подозреваемого. Он слышит фамилию Ахтырцев и вспоминает, что видел ее в завещании Кокорина. Внешне юноша также похож на неизвестного студента. Фандорин решает за ним проследить.

Ахтырцев встречается с дамой, которую называет Амалией. Та спешит, и не обращает внимания на студента. Именно эту женщину Фандорин видел на портрете, висевшем в доме Кокорина. Рассудив, что Ахтырцев от него не уйдет, сыщик бросается за незнакомкой.

Дама исчезает за дверью особняка. Фандорин узнает от дворника, что здесь арендует жилье Амалия Бежецкая. Сыщик пытается расспросить о ней подробнее, но дворник хватает его за рукав и тащит к особняку. Вышедшая на шум хозяйка принимает Фандорина за нового воздыхателя и приглашает посетить ее вечером, непременно надев фрак.

Женщина с портрета «Азазель»
Женщина с портрета ( сериал «Азазель» 2002г. )

Когда Эраст приходит к Бежецкой, в особняке уже достаточно гостей-мужчин. Здесь же и Ахтырцев, и несколько человек, имеющих вес в обществе. Гости предлагают хозяйке сыграть в фанты на честность, и Фандорин выигрывает. Он спрашивает Амалию о причине смерти Кокорина, и та говорит, что юношу погубила любовь.

Из-за пьяной потасовки, устроенной графом Зуровым, Ахтырцев и Фандорин покидают особняк Бежецкой. Студент приглашает Эраста в ресторан и обещает рассказать все, что знает о Кокорине и Амалии.

Я в людях одну только смелость ценю, прочее все подделать можно.

Амалия Казимировна Бежецкая

Появление демона

Знает Ахтырцев действительно много. Самоубийство Кокорина ‒ на самом деле дуэль, затеянная Бежецкой. Оба молодых человека должны были играть в «русскую рулетку», приставляя к виску револьвер с единственным патроном и крутя барабан, пока один из них не застрелится. Выживший и победивший получил бы любовь дамы. А деньги другого из юношей, более чем обеспеченных, перешли бы содержательнице приютов леди Эстер.

На выходе из ресторана сыщиков встречает белоглазый чиновник, который вначале спрашивает закурить, а потом быстрым движением выхватывает нож. От удара Ахтырцев погибает на месте. Фандорин чудом выживает ‒ он, следуя последней моде, носит мужской корсет из китового уса, который смягчил удар.

Белоглазый чиновник спрашивает закурить и выхватывает нож
Белоглазый чиновник спрашивает закурить и выхватывает нож ( сериал «Азазель» 2002г. )

Прежде чем исчезнуть, нападавший тихо произносит одно слово ‒ Азазель.

Специальный следователь из Петербурга

Нож благодаря корсету всего лишь скользнул по ребрам, не задев внутренние органы. Фандорин быстро поправляется, а расследование обрастает новыми фактами. Убийцу Ахтырцева найти невозможно. Бежецкая исчезла из особняка, о ее настоящей личности ничего не известно.

Из Петербурга прибывает следователь Бриллинг, молодой, но уже продвинувшийся высоко по карьерной лестнице. Грушин считает его прогрессивным и называет, немного скептически, «человеком будущего». Бриллинг, навестивший Эраста в его съемной комнате, удивляет и восхищает молодого сыщика своими познаниями и дедуктивным методом.

Бриллинг, навестивший Эраста, удивляет и восхищает дедуктивным методом
Бриллинг, навестивший Эраста, удивляет и восхищает дедуктивным методом. ( сериал «Азазель» 2002г. )

По поводу «Азазеля» в Сыскном управлении строятся разные версии. Одна из них ‒ это организация, преследующая революционные цели и планирующая заговор, в котором замешена Бежецкая. Фандорин замечает, что стоит проверить и леди Эстер ‒ ведь именно она получит многомиллионное состояние Кокорина.

Бриллинг смеется над молодым сыщиком, ведь Ахтырцев упоминал, что об Эстер они вспомнили случайно. Но не отказывает Фандорину в возможности проверить все варианты и передает ему московский адрес английской баронессы. Один из приютов-эстернатов недавно открылся в городе.

Попечительница сирот

Леди Эстер ‒ пожилая дама с некрасивым, но приятным и располагающим лицом, не вызывает у Фандорина подозрений. Она увлеченно рассказывает про своих подопечных. Эстер считает, что у каждого ребенка есть уникальный талант, который очень важно выявить в раннем возрасте и начать развивать. Ее помощники, гениальные ученые и педагоги, делят талантливых детей на группы по способностям и занимаются их обучением.

Гениальные ученые и педагоги, делят талантливых детей на группы по способностям
Гениальные ученые и педагоги, делят талантливых детей на группы по способностям. ( сериал «Азазель» 2002г. )

Фандорину не удается узнать от леди Эстер ничего существенного.

Зуров ‒ главный подозреваемый

Бриллинг подшучивает над Фандориным, который вернулся ни с чем. Петербургский следователь уверен, что подозревать нужно графа Зурова, и пытается внушить это молодому сыщику.

Чтобы посетить дом Зурова, Бриллинг придумал Фандорину прикрытие. У графа собираются игроки, и Эраст притворится одним из них. Но Фандорин никогда не играл ‒ отец, которого сгубило пристрастие к азартным играм, не позволял сыну приближаться к колоде. Бриллинг рассказывает о названиях и особенностях карт, учит играть в простейший штосс. Фандорин скрупулёзно записывает новые слова в шпаргалку.

В доме Зурова играют важные люди на большие ставки, и сам хозяин ‒ отличный игрок. Фандорин же здесь смотрится белой вороной и его сразу замечают. Зуров предлагает сыграть, и Эраст, сам от себя не ожидая, выигрывает.

Зуров предлагает сыграть, и Эраст, сам от себя не ожидая, выигрывает.
Зуров предлагает сыграть, и Эраст, сам от себя не ожидая, выигрывает. ( сериал «Азазель» 2002г. )

При личном разговоре Фандорин спрашивает об Амалии. Зуров говорит, что боится ее больше, чем любит, и предостерегает сыщика. Амалия ‒ опасная женщина. Но, пожалев, он отдает Фандорину письмо, в котором Бежецкая сообщает свой адрес в Лондоне.

Сдавайте, Фандорин, сдавайте. Карта не лошадь, к утру повезёт.

Зуров Ипполит Александрович

Продвижение по службе и командировка

Вернувшись на работу, Фандорин рассказывает все Бриллингу. Тот соглашается, что Зуров не виноват, но поначалу и версию с Амалией отметает как несостоятельную. Бриллинг говорит, что есть новая зацепка, а Бежецкую пусть берут английские коллеги.

Но Эраст не согласен. Он считает, что в деле замешана Англия. Ведь не зря Амалия прячется в Лондоне, да и леди Эстер англичанка. Фандорин намерен докопаться до сути, в рамках дела или в свободное время, и Бриллинг сдается.

Он производит Фандорина в ранг титулярного советника и направляет его в Лондон под прикрытием дипломатической почты. Там Эрасту нужно связаться с доверенным лицом Бриллинга ‒ письмоводителем Пыжовым.

Амалия, она ведь королева, ей шлейф нужен, из мужчин. Чем длиннее, тем лучше.

Зуров Ипполит Александрович

«Зимняя королева»

Бежецкая сообщила Зуровув письме, что остановится в отеле «Зимняя королева» под именем мисс Ольсен. Приехав на место, Фандорин находит третьесортную гостиницу, не подходящую для Амалии.

Ольсен тут действительно не останавливалась, но для нее на этот адрес уже несколько лет приходит почта. Практически каждый вечер, ровно в десять, письма забирает некий Морбид, по описанию которого сыщик узнает дворецкого Бежецкой.

Для Ольсен на этот адрес уже несколько лет приходит почта.
Для Ольсен на этот адрес уже несколько лет приходит почта. ( сериал «Азазель» 2002г. )

Вечером, предусмотрительно договорившись с портье «Зимней королевы» и наняв экипаж, Фандорин следит за Морбидом. Тот приводит сыщика в особняк, где скрывается Бежецкая. Эрасту удается подслушать разговор. Амалия знает о его приезде и хочет устранить. А в английском посольстве у нее есть свои люди.

Маленький синий портфель

Забравшись к окну второго этажа, Фандорин видит, как Бежецкая достает из тайника синий портфель. Она вскрывает полученные письма и переписывает информацию из них в отдельный документ. Когда женщина удаляется в ванную, сыщик забирается в окно и осматривает корреспонденцию.

Амалия выходит из ванной неожиданно, и Фандорину приходится направить на нее пистолет. Бежецкая пытается справиться с ним, и сыщик вынужден стрелять. Считая, что убил женщину, Фандорин убегает из особняка с синим чемоданом. Обернувшись, он видит позади растерянного Зурова.

Спрятавшись и изменив внешность, Эраст пытается понять, с насколько серьезной организацией столкнулся. Он понимает, что Бежецкая лишь принимает письма и перенаправляет их. А получатель находится в Петербурге. Также Фандорин уверен, что Зуров за ним охотится и хочет убить.

Настоящий предатель

Фандорин собирается известить Пыжова, контакт которого дал Бриллинг, но тот сам приходит в его апартаменты. Пыжов предлагает отправить портфель с дипломатической почтой и пытается выведать, где он сейчас. Фандорин же хочет доставить украденную корреспонденцию лично. Он просит Пыжова переправить его обратно в Москву.

Но уехать Эраст не успевает. Бежецкая вместе со своими людьми лично приходит за чемоданом. Она жива и не пострадала. Фандорина похищают и собираются утопить в реке. Но удачливому сыщику удается сохранить в рукаве стилет и перерезать веревки. Дождавшись, когда бандиты уйдут, Фандорин выбирается на берег, прямо в руки Пыжова.

Бежецкая жива и не пострадала, а Пыжов оказался предателем.
Бежецкая жива и не пострадала, а Пыжов оказался предателем. ( сериал «Азазель» 2002г. )

Неожиданно сыщика спасает Зуров. Он не имеет отношения к «Азазелю», граф ревновал Бежецкую и, приехав в Лондон, дождался Фандорина и следил за ним.

Кому отправлена тайная корреспонденция?

Синий портфель вернулся к Бежецкой, и она наверняка отправит его в Петербург. Со всей возможной скоростью Фандорин мчится обратно в Россию, чтобы обогнать корреспонденцию.

Дождавшись в петербургском почтамте получателя письма, Эраст с удивлением узнает в нем Каннингема, с которым познакомился ранее у леди Эстер. Это директор московского эстерната.

Сыщик узнает, что его начальник тоже в Петербурге, и бросается к нему. Бриллинг рассказывает, что они уже вычислили организацию «Азазель», ставившую своей целью убийство молодых и обеспеченных людей, и устранили ее членов. Но Фандорин знает об этой организации куда больше. Он уверен, что, наведавшись к Каннингему, можно вычислить агентов «Азазеля», действующих по всему миру. Вместе с Бриллингом они едут на Аптекарский остров, где проживает директор эстерната.

Снова под прицелом

Бриллинг заставляет Каннингема пустить их в дом. Фандорин ждет, что шеф заставит англичанина признаться, но тот достает пистолет и стреляет. Затем Бриллинг пытается убить Фандорина, но погибает сам. Перед смертью он успевает произнести «Азазель».

Бриллинг пытается убить Фандорина, но погибает сам.
Бриллинг пытается убить Фандорина, но погибает сам. ( сериал «Азазель» 2002г. )

Прибывшие жандармы находят в подвале эстерната обширную картотеку. Но она хранилась в специальной комнате, а когда документы вынесли из нее, чернила исчезли. Единственной зацепкой остается леди Эстер, и Фандорин отправляется в Москву.

В поезде он встречается с Елизаветой Эверт-Колокольцевой и понимает, что все же влюбился.

Что такое «Азазель»

В Москве Фандорин сразу едет к леди Эстер. За разговором он понимает, что вовсе не Каннингем был главой «Азазеля». Организация принадлежит леди Эстер, задумавшей изменить мир к лучшему.

Несколько десятилетий благотворительница собирала в стенах эстернатов детей с выдающимися талантами. Здесь они учились быть лучшими в своей области, а затем внедрялись на важные должности по всему миру, становились известными учеными, военными или наемными убийцами. Многочисленные смерти, которые оставляет за собой «Азазель», леди Эстер не волнуют. Она уверена, что ее благородная цель оправдывает любые средства.

Еще одно чудесное спасение

Леди Эстер не случайно так откровенна, ведь она не намерена отпускать сыщика. Фандорин, сидящий в неудобном кресле, вдруг понимает, что прикован к подлокотникам. Его пытаются усыпить, но Эраст владеет техникой задержки дыхания.

Затем вместе с креслом Фандорина переносят в лабораторию. Ему надлежит стать участником эксперимента, который затеял один из помощников Эстер. Электрический заряд должен полностью стереть ему память, но Фандорину удается вырваться. Он направляется в тайный подвал, где прячется леди Эстер.

Оставшаяся без помощников англичанка уже ждет Фандорина.
Оставшаяся без помощников англичанка уже ждет Фандорина. ( сериал «Азазель» 2002г. )

Оставшаяся без помощников англичанка уже ждет его. Она понимает, что раскрыта, и готова взорвать себя вместе с архивом, где хранятся сведения об Азазелях, и Фандориным. Но, подумав, она все же дает Эрасту уйти.

Погибшие надежды

Фандорин получает повышение по службе и женится на Елизавете. Леди Эстер заставила его поклясться, что он не будет искать ее Азазелей, но по долгу службы Эраст не может выполнить это обещание.

Гремит взрыв, в посылке была бомба
Гремит взрыв, в посылке была бомба. ( сериал «Азазель» 2002г. )

Едва обвенчавшись с Елизаветой, Фандорин получает посылку от неизвестного. Неожиданно он узнает в кучере белоглазого убийцу и, выскочив в окно, пытается догнать карету. Гремит взрыв, и Лиза погибает. В посылке была бомба. Фандорину снова удается спастись, но он впервые этому не рад.

Персонажи

В романе центральные персонажи отличаются сложными проработанными характерами. Автор романа «Азазель» старается придать каждому из них индивидуальность и указать на уникальные особенности.

Эраст Петрович Фандорин

Центральный персонаж романа красив, обладает прекрасными манерами и пользуется успехом у противоположного пола, но чаще остается одиноким. Фандорин выходец из старинной дворянской семьи. Получил хорошее домашнее образование благодаря гувернантке. Обучался в гимназии, но не смог закончить ее из-за недостатка денег. Талантлив, говорит на восьми языках, включая японский и турецкий.

Илья Носков в роли Эраста Петровича Фандорина
Эраст Петрович Фандорин (Илья Носков) сериал «Азазель» 2002г.

Отец Фандорина, Петр Исаакиевич, разорился из-за азартных игр, в которых ему постоянно не везло. Сам Эраст отцовской страсти к играм не унаследовал, но оказался в них невероятно удачлив. Петр Иссакиевич умер от сердечного приступа, не оставив сыну средств к существованию. Мать Елизавета умерла при родах. Впоследствии, имя Лиза стало роковым для героя.

Не имея денег, Фандорин не смог получить высшее образование, и был вынужден искать работу. Увлеченный романами По и расследованиями, он выбрал службу в полиции. Именно любопытство и желание стать настоящим сыщиком приводят Эраста к расследованию самоубийства Кокорина.

Нам, молодым, в вашем мире тошно. Ваши идеалы — карьера, деньги, почести — для многих из нас ничего не стоят. Не о том нам теперь мечтается. Вы что же думаете, спроста пишут про эпидемию самоубийств? Лучшие из образованной молодежи уходят, задохнувшись от нехватки духовного кислорода, а вы, отцы общества, уроков для себя ничуть не извлекаете!

Эраст Петрович Фандорин

Елизавета Александровна Эверт-Колокольцева

Юная и очень красивая девушка 17 лет, с которой Фандорин познакомился в рамках уголовного дела. Елизавета вместе со своей гувернанткой-немкой стали свидетелями странного самоубийства студента.

Родители девушки прибыли из Германии. С ранних лет Лиза была окружена роскошью. Ее отец имел чин тайного советника и за многолетнюю службу получил пожизненное дворянство. Однако богатство не испортило Елизавету, она осталась доброй и непосредственной девушкой, чем и понравилась Фандорину.

Марина Александрова в роли Елизаветы Александровны Эверт-Колокольцевой
Елизавета Александровна Эверт-Колокольцева (Марина Александрова) сериал «Азазель» 2002г.

Поначалу казалось, что богатая наследница Лиза и Эраст, служивший на тот момент коллежским регистратором (низший гражданский чин), не могут быть вместе. Однако по воле судьбы они встретились в поезде и объяснились, решив пожениться.

Елизавета и Фандорин обвенчались, однако вскоре девушка погибла по вине боевиков из «Азазель».

Леди Эстер

Английская баронесса. Антагонистка Фандорина в романе, глава организации «Азазель». Эта немолодая дама приятной, по мнению Фандорина, наружности преследовала благие цели, но не останавливалась ни перед чем для их достижения.

Леди Эстер была уверена, что у каждого ребенка есть огромный талант, который необходимо отыскать. Обладая значительным количеством средств, дама вкладывала их в благотворительные учреждения ‒ так называемые эстернаты. Здесь обучались сироты, которых помощники Эстер собирали по всему миру. Однако не только забота о бедных детях входила в ее планы.

Марина Неёлова в роли Леди Эстер
Леди Эстер (Марина Неёлова) сериал «Азазель» 2002г.

Хорошие специалисты в эстернатах выявляли самых талантливых воспитанников, которые, вырастая, занимали значимые посты как в России, так и в других европейских государствах. Для достижения целей они применяли любые методы, далеко не всегда легальные. Бывшие сироты становились не только учеными и политиками, но и умелыми убийцами. Леди Эстер называла их Азазелями. Она считала, что ее воспитанники изменят мир к лучшему.

Планы англичанки о мировом господстве разрушает Эраст Фандорин в книге «Азазель».

Найти свой путь — самое главное в жизни любого человека. Я глубоко убеждена, что каждый человек неповторимо талантлив, в каждом заложен божественный дар. Трагедия человечества в том, что мы не умеем, да и не стремимся этот дар в ребенке обнаружить и выпестовать. Гений у нас — редкость и даже чудо, а ведь кто такой гений? Это просто человек, которому повезло. Его судьба сложилась так, что жизненные обстоятельства сами подтолкнули человека к правильному выбору пути. Классический пример — Моцарт. Он родился в семье музыканта и с раннего детства попал в среду, идеально питавшую заложенный в нем от природы талант. А теперь представьте себе, дорогой сэр, что Вольфганг Амадей родился бы в семье крестьянина. Из него получился бы скверный пастух, развлекающий коров волшебной игрой на дудочке. Родись он в семье солдафона — вырос бы бездарным офицериком, обожающим военные марши. О, поверьте мне, молодой человек, каждый, каждый без исключения ребенок таит в себе сокровище, только до этого сокровища надобно уметь докопаться!

Леди Эстер

Иван Францевич Бриллинг

Статский советник, специальный следователь и начальник Фандорина. Он молод, отличается живым умом и прогрессивными взглядами, что производит на Эраста большое впечатление. Поначалу Фандорин искренне восхищается своим шефом, который учит его сыскной работе, и считает его примером для подражания.

Сергей Безруков в роли Ивана Францевича Бриллинга
Иван Францевич Бриллинг (Сергей Безруков) сериал «Азазель» 2002г.

Впоследствии оказывается, что Бриллинг ‒ один из Азазелей, в детстве воспитывался в приюте леди Эстер. Он пытается убить Фандорина, но в итоге погибает сам.

Амалия Казимировна Бежецкая

Богатая и красивая девушка, с которой знакомится Фандорин в ходе расследования. Выросла в Швейцарии. Именно она становится причиной гибели студента Кокорина, который, по ее словам, погиб «из-за любви». Амалия предложила двум студентам сыграть в «русскую рулетку», пообещав победителю свою благосклонность.

Лариса Борушко в роли Амалии Казимировны Бежецкой
Амалия Казимировна Бежецкая (Лариса Борушко) сериал «Азазель» 2002г.

На самом деле прекрасная Амалия ‒ тоже воспитанница леди Эстер. В «Азазеле» умная и хитрая девушка, умеющая манипулировать людьми, преимущественно занималась канцелярскими делами.

Честность — для честных, а в наших играх чести немного.

Амалия Казимировна Бежецкая

Граф Ипполит Александрович Зуров

С Зуровым Фандорин знакомится у Амалии, ‒ граф влюблен в девушку и ищет ее внимания. Ротмистр гусарского полка и бретер, он оказался бывалым игроком, который за карточным столом чувствовал себя как рыба в воде. Привыкший к удаче в игре, Зуров был раздосадован, когда Фандорину, ничего не знающему о картах, удалось у него выиграть. Дело даже дошло до дуэли, однако Ипполит Александрович не позволил случиться кровопролитию.

Сергей Чонишвили в роли графа Ипполита Александровича Зурова
Граф Ипполит Александрович Зуров (Сергей Чонишвили) сериал «Азазель» 2002г.

От Зурова Фандорин узнал, что Бежецкая скрывается в Лондоне. Это помогло ему продвинуться в расследовании и выйти на след агентов леди Эстер. Зуров, ревнующий Амалию, также приезжает в Лондон. Ему удается спасти Фандорина от помощников Бежецкой.

Надоели мне эти рожи. Народу много, а людей — нет.

Зуров Ипполит Александрович

Николай Степанович Ахтырцев

Николай был однокурсником и другом студента Кокорина, с самоубийства которого начался роман. Он учился в Московском императорском университете, на факультете юриспруденции. Фандорин нашел Ахтырцева в университете по описанию свидетельницы и, проследив за ним, узнал о Бежецкой.

Кирилл Пирогов в роли Николая Степановича Ахтырцева
Николай Степанович Ахтырцев (Кирилл Пирогов) сериал «Азазель» 2002г.

За обедом в ресторане Николай рассказал Эрасту по своеобразной дуэли, которая погубила Кокорина, и о том, что затеяла это Бежецкая. Когда молодые люди выходили из ресторана, на них напал убийца из «Азазель». Ахтырцев погиб на месте, Фандорин спасся чудом. От Грушина Фандорин узнал, что Ахтырцев был внуком канцлера Корчакова, и недавно получил от тетки-княжны целое состояние.

Что-то нравитесь вы мне, больно хорошо молчите.

Николай Степанович Ахтырцев

Ксаверий Феофилактович Грушин

Первый непосредственный начальник Фандорина в Сыскном управлении, следственный пристав. Под опекой Грушина началась его сыщическая карьера. Именно Ксаверия Феофилактовича впоследствии Эраст будет называть своим учителем.

Едва познакомившись с Фандориным, Грушин посчитал его слишком мягким для сыскной работы, и определил в письмоводители. Однако потом не отказал в возможности показать себя в расследовании. Сыщик относился к Фандорину по-отечески и жалел юношу из-за его нелегкой судьбы.

Феликс Антипов в роли Ксаверия Феофилактовича Грушина
Ксаверий Феофилактович Грушин (Феликс Антипов) сериал «Азазель» 2002г.

Бывалый сыщик, за многолетнюю службу Грушин вдоль и поперек изучил воровскую Москву. Его уважали не только коллеги в Сыскном управлении, но и криминальные элементы. Ценили Ксаверия Феофилактовича за справедливость и за бескорыстие.

Ахимас Вельде

Убийца-наемник, настоящее имя ‒ Афанасий Петрович. Вельде родился в Чечне, в смешанной семье прусского немца и чеченки. Родители принадлежали к анабаптистской секте. Ахимас рано осиротел. Когда ему было 10 лет, родителей убили абреки, напавшие на деревню. Мальчика взял на воспитание дядя Хасан, обучивший Вельде владению оружием. Навыки тот вскоре применил на практике, отомстив абрекам.

Евгений Гришковец в роли Ахимаса Вельде
Ахимас Вельде (Евгений Гришковец) сериал «Азазель» 2002г.

Ахимас учился в гимназии, где также применял свои таланты убийцы, затем вместе с дядей занимался разбоем и контрабандой оружия. Путем грабежа Вельде приобрел немалое состояние и смог переехать в Европу. Здесь о не остался незамеченным, с блеском выполняя сложные заказы на устранение важных персон. Заказчиками Вельде стали не только криминальные авторитеты, но и правительства некоторых государств и группировка «Азазель».

Вельде, по словам леди Эстер, лишь временно помогает ее организации, но никогда не войдет в состав. По заказу «Азазеля» он убивает Ахтырцева, ранит Фандорина, а впоследствии доставляет бомбу на его свадьбу. Эраст узнает Вельде по необычайно светлым глазам.

Лаврентий Аркадьевич Мизинов

Генерал-адъютант Мизинов был шефом жандармского корпуса и начальником Третьего отделения полиции. После предательства и смерти Бриллинга, оказавшегося агентом «Азазеля», он вместе с Фандориным занимается расследованием.

Олег Басилашвили в роли генирала Лаврентия Аркадьевича Мизинова
Генирал Лаврентий Аркадьевич Мизинов (Олег Басилашвили) сериал «Азазель» 2002г.

Честный и порядочный человек, Мизинов искренне расстроен тем, что не признал в Бриллинге, бывшем его правой рукой, двойного агента.

Порфирий Мартынович Пыжов

Один из боевиков «Азазеля», внедренный в Российское посольство в Лондоне. Служил письмоводителем. Невысокий, с цепким взглядом, Пыжов казался человеком без возраста и мог, не умолкая, говорить на любую тему. Его речь кажется витиеватой и перенасыщенной эпитетами.

Даже зная, что в посольстве есть предатель, Эраст не сомневается в Пыжове. И искренне расстраивается, узнав, что он заодно с «Азазелем». Когда Фандорина поймали люди Бежецкой и бросили связанным в воды Темзы, герою удалось перерезать веревки и, дождавшись ухода бандитов, выплыть на берег.

Юрий Нифонтов в роли Порфирия Мартыновича Пыжова
Порфирий Мартынович Пыжов (Юрий Нифонтов) сериал «Азазель» 2002г.

Однако Пыжов, решивший проверить исполнение приказа, был настороже. Он собирался убить Фандорина лично. Только вмешавшийся Зуров спас положение, застрелив Пыжова.

Рецензия на книгу Азазель

«Азазель» ‒ первая книга из обширного цикла историй об Эрасте Фандорине. Она не лишена некоторой угловатости, ощущения, что автор ставит на читателях эксперимент. Вместе с тем это цельное, законченное произведение, рассказывающее о личности главного героя и становлении его характера.
Нельзя не отметить сильные стороны книги:

Сюжет

Автор книги «Азазель» не спешить погрузить читателя в калейдоскоп сменяющих друг друга событий. История начинается неспешно и обстоятельно. Короткие зарисовки быта, описания второстепенных персонажей дают представления о мире, каким он был в 1876 году, и каким его видит бедный, но целеустремленный молодой человек. С первых страниц ничто не предвещает событий глобального масштаба, даже странное самоубийство не кажется значительным. Но сюжет раскручивается по спирали, приобретая разветвленность и насыщенность. Появляются новые персонажи, кто-то погибает, кто-то оказывается предателем, а кто-то, наоборот, спасает в самый неожиданный момент. А в конце расследования ‒ заговор мирового масштаба, продуманный и разрабатываемый десятилетиями.

Центральный герой и другие персонажи

Фандорин, несмотря на молодость, умен, удачлив, образован и привлекателен. Легко вызывает симпатию у читателя, восхищает своей активностью, любопытством и умением выходить сухим из воды. Но, как любой человек, Фандорин не идеален. Порой он не замечает очевидного, его легко обмануть. Он так восхищается начальником, что не видит в Бриллинге агента «Азазеля» до последнего. Второстепенные персонажи также оказывают значительное влияние на сюжет и развиваются в ходе повествования.

Соответствие жанру

Прежде всего, это детектив, который заинтересует любителей остросюжетного жанра. Добротный, изящный, с четко отмеренным количеством интриг, предательств и продаж. Книга держит в напряжении на протяжении всего повествования.

Уникальность

Такого Эраста Фандорина ‒ юного, пылкого, сомневающегося и увлеченного любимым делом, не найти в других произведениях цикла. Смерть Елизаветы не только выкрасила в белый волосы на висках, но и сильно изменила характер героя. В последующих историях, рассказанных Акуниным, Фандорин старше, опытнее, жестче.

Идея романа

В книге затронуты важные вопросы, волнующие человека во все времена. Концепция мирового господства, тихой революции, внедрения важных политических решений путем тайных манипуляций. Леди Эстер навязывает человечеству свою модель мира, которую считает правильной. Она хочет изменить жизнь людей к лучшему, искоренить бедность, преступность, пороки. Является ли такая цель благородной и оправдывает ли она убийства, совершаемые Азазелями? Для себя главный герой решает, что любой преступник должен понести наказание. Даже если он действовал из благородных побуждений.

Прекрасный слог

То, как пишет автор, нельзя обойти вниманием. Несмотря на псевдоисторичность, читатель не спотыкается о незнакомые устаревшие слова, термины и громоздкие конструкции. Речь персонажей порой звучит витиевато, что лишь добавляет им шарма и погружает в атмосферу.

Реалистичный мир

Короткими штрихами, упоминаниями, словами персонажей автор точно передает дух той эпохи. С волнениями, брожением умов, начавшей формироваться пропастью между старшим поколением, воспитанным на традициях, и молодым, прогрессивным. Входят в моду корсеты, чиновники пишут стальными перьями, а у Бриллинга появился прототип телефона. Российская империя выглядит яркой и правдоподобной.

В «Азазеле» довольно слабо прописана любовная линия. Елизавета появляется на страницах романа всего в паре сцен, между которыми Фандорин о ней не вспоминает. Это можно объяснить ролью Лизы в повествовании ‒ показать, как меняется Фандорин после взрыва, как становится ожесточеннее.

Книгу «Азазель» сложно назвать глубокой, кому-то она может показаться наивной. Слишком удачлив герой, легко избегающий смерти. Но финал, предсказуемый, но вместе с тем неожиданно жестокий, все ставит на свои места.

Книги про Фандорина — видео обзор

Серия книг о Фандорине

  1. «Азазель» (1998)
  2. «Турецкий гамбит» (1998)
  3. «Левиафан» (1998)
  4. «Смерть Ахиллеса» (1998)
  5. «Особые поручения: Пиковый валет» (1999)
  6. «Особые поручения: Декоратор» (1999)
  7. «Статский советник» (1999)
  8. «Коронация, или Последний из романов» (2000)
  9. «Любовница смерти» (2001)
  10. «Любовник смерти» (2001)
  11. «Алмазная колесница» (2002)
  12. «Инь и Ян» (2005)
  13. «Нефритовые чётки» (2006)
  14. «Весь мир театр» (2009)
  15. «Чёрный город» (2012)
  16. «Планета Вода» (2015)
  17. «Не прощаюсь» (2018)

Экранизации романа Бориса Акунина «Азазель»

  • Телесериал «Азазель» (исполнитель роли Фандорина — Илья Носков) российский мини-сериал киностудии ТриТэ, снятый в 2002 году режиссёром А. А. Адабашьяном.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ЛитХит
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: